Бизнес о Таможенном кодексе ЕАЭС: мы боролись, но в итоге революции так и не сделали

2018-05-04 Бизнес о Таможенном кодексе ЕАЭС: мы боролись, но в итоге революции так и не сделали
Бизнес о Таможенном кодексе ЕАЭС: мы боролись, но в итоге революции так и не сделали
Фото: Павел Косолапов,

По словам вице-президента «Деловой России» Виталия Сурвилло, Кодексом так и не были решены основные вопросы, о которых мечтал бизнес

По словам представителей бизнес-сообщества, они все время задаются вопросом — так уж значительны и реальны изменения, прописанные в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. И все чаще у них возникают мысли: не пора ли менять Таможенный кодекс?

Вчера мы представили точку зрения представителя Евразийской экономической комиссии — министра по таможенному сотрудничеству Мукая Кадыркулова на тему трех месяцев работы по новому Таможенному кодексу ЕАЭС, который посетовал на низкую активность бизнеса при разработке нормативных документов Союза.

На очереди взгляд на ситуацию с противоположной стороны: вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло поделился опасениями, которые вызывают у бизнеса некоторые нормы ТК ЕАЭС. Также он напомнил, как начиналась работа над главным таможенным документом Союза.

«Нас, представителей бизнеса, вызвали на камерную встречу и сказали: „Учтите, никаких революций в Таможенном кодексе мы вам не позволим сделать. Это будут корректировки и положения, которые существовали раньше“.

Мы, конечно, боролись в течение трех лет и в конечном итоге революцию так и не сделали. Таможенный кодекс остался прежним Таможенным кодексом. Не могу сказать, что хотя бы в одном вопросе он стал лучшим в мире. Далеко не лучший. Мы лишь продолжаем догонять лидеров».

Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло

По его словам, уже сейчас возникает вопрос — как скоро придется вносить изменения или даже менять Таможенный кодекс.

Спустя 100 после внедрения Таможенного кодекса

На сегодняшний день участникам внешнеэкономической деятельности приходится работать в следующих условиях:

  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза введен в действие не на все 100%.

Евразийской экономической комиссии предстоит принять немало решений для того, чтобы на практике были реализованы все положения ТК ЕАЭС.

  • Новая редакция федерального закона о таможенном регулировании в РФ — находится на рассмотрении в Госдуме.

И пока непонятно, когда и в каком виде он будет принят.

«Я уже и не говорю про многочисленные нормативные акты, которые существуют чуть ли не с советских времен. Их нужно менять, инвентаризировать, пересматривать и приводить в соответствие с реалиями.

Законы могут быть различными — самыми плохими и самыми хорошими. Но как правило определяет тренды другое — каким образом эти законы претворяются в жизнь».

Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло

Не стоит забывать и о том, что законодательство не поспевает за стремительным развитием таможенных и логистических технологий.

«100 дней, которые прошли после внедрения Таможенного кодекса, они показывают — мы вроде бы и прыгнули вперед. Но не могу сказать, что отставание от нынешнего уровня потребностей рынка сократилось. По-моему, оно скорее увеличилось».

Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло

Реальность или просто слова?

Говоря об изменениях и улучшениях, принесенных в ВЭД Таможенным кодексом, спикер признался, что все время задается вопросом: так уж они значительны и реальны?

«Например, всегда говорится о том, что теперь у нас в приоритете электронное декларирование. К сожалению, мы понимаем, что в большинстве случаев это просто слова. Электронного декларирования стало значительно больше, но остается огромное количество процедур и ситуаций, когда требуются бумаги».

Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло

Еще один пример — в Таможенном кодексе прописано, что есть возможность автоматического принятия решений таможенниками. Возможность, а не обязательство.

В целом Кодекс не оправдал ожиданий бизнеса, поскольку документов не были решены основные вопросы. В частности, вопрос переноса расчета и уплаты таможенных платежей.

«Никак не могу понять — неужели при современном уровне технологий мы действительно опасаемся того, что не сможем собрать эти платежи? Нам обязательно это сделать на границе и ни в коем случае не пустить товар, пока мы полностью и, как правило, сверху с лишком не возьмем соответствующую сумму».

Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло

Не удалось полностью уйти от вопросов с обеспечением. Причем, как считает Сурвилло, речь скорее идет не о страховке — чтобы участник ВЭД в итоге заплатил таможенную пошлину. А о том, чтобы взять у бизнеса деньги, временно ими попользоваться и потом частично вернуть.

Не перенесен и таможенный контроль на этап после выпуска товара. Данные термины и процедура присутствуют в Таможенном кодексе.

«Но мы-то говорили о том, что это заменит контроль перед выпуском. Получается же, что контроль перед выпуском практически остался в полном объеме. Нетарифное регулирование вообще не затронуто, поскольку нам сразу сказали, что это не таможенная сфера. Техническое регулирование, наоборот, становится только сложнее. И опять же мне непонятно — неужто нельзя проверить после выпуска, соответствует этот велосипед техническим нормам? Неужели для этого надо представить документ, представить маркировку, представить все правила потребительской информации на русском языке?».

Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло

От редакции

Материал подготовлен на основе выступления вице-президента «Деловой России» Виталия Сурвилло в рамках конференции «Таможня для бизнеса. Жизнь по новому Таможенному кодексу ЕАЭС», организованной Event-Агентством Событие.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования