Уровень риска глазами ФТС: в какую категорию попадете вы?
Три категории риска, словно таможенный светофор, регулируют скорость оформления груза
О методе оценки риска участников внешнеэкономической деятельности и причинах попадания в «зону высокого риска» по мнению Федеральной таможенной службы России.
Занимаясь внешнеэкономической деятельностью, организация попадает в одну из категорий риска по системе управления рисками Федеральной таможенной службы России. Присвоение категории риска — вопрос, вызывающий интерес. Ведь от того, в какую категорию попадет компания, зависит скорость проверки грузов на таможне и вероятность дополнительных затрат.
В основу управления рисками в Федеральной таможенной службе России заложена субъектно-ориентированная модель. Участников внешнеэкономической деятельности распределяют по трем категориям уровня риска: низкий, средний и высокий. ФТС оценивает вероятность нарушения таможенного законодательства и в дальнейшем примеряет меры таможенного контроля, соответствующие уровню риска компании.
Подробнее о процедурах субъектно-ориентированной модели системы управления рисками ФТС России можно ознакомиться здесь.
По состоянию на октябрь 2018 года (по данным ФТС России) количество участников ВЭД с низким уровнем риска составило около 8 тысяч организаций, к категории среднего уровня риска отнесено порядка 90 тысяч участников ВЭД, к категории высокого уровня риска — 12 тысяч.
Преимущества зеленого света
Три категории риска, словно таможенный светофор, регулируют скорость оформления груза. Если компании присвоен низкий уровень риска — то это зеленый свет. Товары, как правило, оформляются в автоматическом режиме без досмотров, экспертиз и проверки таможенной стоимости.
Желтый и красный свет включается для компаний со средним и высоким уровнем риска. Поскольку категории риска присваиваются автоматически, таможенные органы сразу же принимают решение о досмотре, отборе проб и образцов, назначают экспертизу.
Временных и денежных затрат стоит ожидать от дополнительной проверки таможенной стоимости товара с требованием о внесении значительного денежного депозита на период проверки.
Как мыслит автомат
Абсолютно все участники ВЭД проходят процедуру категорирования, в ходе которой система автоматически распределяет организации по уровням риска нарушения таможенного законодательства. Уровень риска присваивается по результатам проверки нескольких десятков критериев.
Система как бы сортирует компании на основании того, насколько вероятно, что компания может нарушить таможенное законодательство, исходя из ее истории операций.
Автоматизированное категорирование не привязано к отрасли, применяется для всех участников ВЭД, независимо от вида их деятельности, категорий перемещаемых товаров и направления перемещения (экспорт/импорт).
Автоматизированное категорирование проводится ежеквартально до 25-го числа последнего месяца квартала. По результатам этой процедуры формируются перечни участников ВЭД низкого, среднего и высокого уровня риска, которые используются в последующем квартале. При этом для компаний, отнесенных к категории низкого уровня риска, категорирование проводится ежемесячно до 25-го числа каждого месяца.
За что включают красный свет?
Нам часто задают вопрос: каковы причины попадания компании в ряды обладателей среднего и высокого уровня риска?
Как показывает практика, наиболее частой причиной попадания добросовестного участника ВЭД в категории среднего и высокого уровня риска оказывается наличие небольшим сумм задолженности перед таможенными органами. Бывает, что речь идет о нескольких рублях. Ведь система отнесения участников ВЭД к той или иной группе риска работает автоматически, собирая и анализируя факты, независимо от деталей и нюансов.
Блокирующие критерии
Среди критериев, характеризующих организации по системе управления рисками ФТС, есть блокирующие критерии. При выявлении хотя бы одного из блокирующих критериев, участник ВЭД не может быть отнесен к категории низкого риска, вне зависимости от результатов расчета показателей по иным критериям.
Среди блокирующих критериев:
Нахождение в перечне лиц, в отношении которых таможенная проверка невозможна. Это значит, что лица без объяснения причин уклоняются от предоставления таможенному органу документов и сведений, необходимых для проведения таможенной проверки.
Нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации, либо прекращении деятельности.
Неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, процентов. Наличие задолженности по уплате таможенных платежей учитывается как блокирующий критерий на десятый день после истечения срока добровольной их уплаты. Такой срок устанавливается в уведомлении об уплате таможенных платежей и составляет 20 дней со дня его получения. Тем самым лицу предоставляются дополнительные 10 дней на урегулирование возможных объективных факторов неуплаты долга в установленный срок.
Наличие неисполненной обязанности по уплате административного штрафа. Блокирующий критерий в связи с неуплатой административного штрафа срабатывает по истечении 70 дней с даты вступления в силу постановления таможенного органа.
Наличие вступившего в законную силу обвинительного приговора суда по статье 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица)
Отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы России и др.
С полным перечнем блокирующих критериев можно ознакомиться здесь.
Есть ли что-то помимо блокирующих критериев?
Если в деятельности организации отсутствуют признаки, указывающие на блокирующие критерии, то категория риска такой организации будет определена по результатам анализа по остальным 29, так называемым аналитическим, критериям.
Такие критерии делятся на две группы — положительные и отрицательные. Положительные критерии оценивают позитивные аспекты деятельности участника ВЭД. К ним относятся:
Размер уставного капитала (учитывается, но величина точно не определена в документации);
Период ведения внешнеэкономической деятельности (с момента подачи первой декларации);
Размер уплачиваемых таможенных платежей;
Пользование сервисами Личного кабинета на сайте ФТС России;
Отнесение организации налоговой службой к категории низкого уровня налогового риска (по результатам категорирования ФНС России);
Экспортная ориентированность.
Отрицательные критерии оценивают наличие таких негативных аспектов в деятельности участника ВЭД, как:
Доля товарооборота с офшорными зонами (оценивается доля товаров, перемещаемых в рамках торговых отношений с компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах);
Значительные отклонения основных показателей таможенного декларирования (вес, стоимость) в меньшую сторону от средних значений по аналогичным товарам;
Объемы поставок товаров из страны, не являющейся страной их происхождения;
Нарушения, выявленные по результатам таможенного контроля до и после выпуска (оценивается доля товаров, в отношении которых при проведении таможенного контроля выявлены нарушения обязательных требований);
Привлечение к административной ответственности, а также возбуждение уголовных дел (оценивается количество и тяжесть административных правонарушений, учитывается наличие фактов возбуждения уголовных дел по преступлениям, связанным с перемещением товаров).
Положительные и отрицательные критерии оцениваются исключительно в комплексе, то есть ни один из этих критериев не является основанием для отнесения участника ВЭД к определенной категории риска.
В качестве заключения
Кроме итогов анализа деятельности организации по вышеуказанным критериям, имеются еще два ключевых условия попадания компании в категорию низкого уровня риска.
Количество выпущенных деклараций на товары составило не менее 100 штук за два года;
С даты регистрации первой декларации на товары прошло более двух лет, либо шесть месяцев — для организаций с низким уровнем налогового риска.
Если ваша компания — участник ВЭД более двух лет и выпустила за это время не менее 150 деклараций, не привлекалась к административной и уголовной ответственности, не имеет задолженности перед таможенными и налоговыми органами, но до сих пор не признана компанией с низким уровнем риска, не стоит отчаиваться.
Стоит провести анализ ситуации, исправить выявленные недостатки и в следующем квартале постараться войти в «зеленый коридор».
Как мы видим, алгоритм присвоения уровня риска пусть и прозрачен, но содержит некоторые механизмы оценки, доступные только разработчикам. Например, размер уставного капитала не определен, хотя влияет на присвоение уровня риска.
Тем не менее, как показывает практика, знание опубликованных критериев категорирования повышает шансы компании попасть на «зеленый свет» движения товаров через границу.
Для полного понимания процедуры категорирования рекомендуем ознакомиться с Порядком автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности, утвержден приказом ФТС России от 1 декабря 2016 года № 2256 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 31 июля 2017 года № 1247).
Справка CF
Управляющий партнер «ПРАВО для БИЗНЕСА», почетный адвокат Московской области Оксана Курочкина специализируется на судебных спорах, а также на защите бизнеса по делам об экономических преступлениях и взыскании налоговой и таможенной задолженности. Для того чтобы задать вопрос автору по теме статьи, нужно отправить письмо на адрес электронной почты - [email protected].
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров